Когда только начиналось мое путешествие по нашему общему дому — Земле, все сводилось к любованию красот.
Лишь на второй зимовке в Азии заметила, что невозможно интересоваться природой и не интересоваться человеком, взаимодействующим с ней. Невозможно ехать по южным провинциям Таиланда и не видеть ровно высаженные пальмовые деревья на несколько квадратных десятков километров вместо джунглей.
Каждый год отмечать стремительный рост туризма на Пхукет и не задумываться, как остров наладил питание многомиллионным прибывшим отдыхающим.
Каждый объект, окружающий нас: вода, ветер, деревья, вулканы, пища, деньги, люди, производит энергию.
Человечество, как разумный вид, использует ее. Вопрос только как? Электричеством можно обогреть жилье, поликлиники, школы , накормить людей. А можно убивать животных на скотобойне.
Сколько мы используем угля, а сколько солнечного света? Человеку сложно понять, что он напрямую зависит от лесов расположенных за тысячи километров. В стволах, ветвях и корнях деревья накапливается углерод, которым каждый, живущий на планете, дышит.
Невозможно в одном месте беречь, а в другом расхищать. Все взаимосвязано!
«Дом» — пятнадцатилетняя история одного путешествия.
В прошлом Янн Артюс-Бертран — научный деятель, а сегодня он фотограф. Его кино “ДОМ — фильм запрещенный к показу в 36 странах Мира” — это зеркальный калейдоскоп 53-ех государств с высоты птичьего полета. Каждый кадр — произведение искусств. Красота жизни и смерти.
Да, на нашей планете возможно все. Знойные страны сменяются теплыми, малахитовые и охряные горные хребты небесно-голубыми ледниками, леса-миллионники юными цветочными лугами, благоухающие бирюзовые берега теплых заливов холодными водами океана. Даже яд порой смотрится прекрасно — нефть переливается золотом, уран смешивается с другими металлами и создает импрессионистское полотно. Но на фоне выжженной земли, богатство и роскошь все равно выглядит смешным, излишним и немодным.
Режиссер не ставит четких граней, дабы донести смысл. Перемещаясь из одного уголка нашей планеты к другой, он просто запечатлел ценность природы, дает возможность посмотреть на жизнь остальных народов, транслирует созидательную и разрушительную мощь человека.
Фильм «Дом» в жизни Алии
Еще лет пять назад “Дом” был бы для меня утопичной философией. Переживание за деньги, безопасность, социальное одобрение — стандартный инстинктивный набор руководил мной.
Я и дальше оставалась бы спящей, пока житель одной азиатской страны своим укладом жизни не отзеркалил мое же рефлекторное поведение.
Это отражение один в один Янн транслирует в своем фильме. Меняется лишь локация.
В его случае, это Индонезии, где местные виды деревьев вытесняют пальмовые, ведь те дают масло. Он рассказывает о мужчине, который вырубает лес. Тот живет в ветхой хижине с одной комнатой на реке. На слова, что его земля выглядит словно скелет и гибнут орангутанги, он ответил: “А мне семью надо кормить”. Его жена тем временем смотрела американский сериал по телевизору с плоским экраном. Весь мир хочет жить как европеец или американец.
Много подобного и парадоксального, на что указывает Янн, я отметила еще до просмотра кино в абсолютно разных странах.
Индия
Индия уже давно утопает в мусоре. Сейчас заметно сокращение упаковочного пластика. Вместо него каждый огурчик и помидорчик заворачивают в бумагу.
Пролетая над центральной и южной Индией, из иллюминатора бросилось в глаза отсутствие лесов, заповедников и водоемов. Приземлившись, подняла информацию о климате Индии. Индусы просто вырубили весь лес!
Все меньше кислорода и воды, вместо повышения образованности.
Вьетнам
Два года назад мне посчастливилось побывать в горах северного Вьетнама на границе с Китаем, где живут этнические племена.
Как-то мы отправились на байке в соседнюю деревню. Лил дождь целый день, температура держалась чуть больше нуля. Пуховую жилетку покрывал дождевик, на руках перчатки, а на горные ботинки приходилось надевать специальные пакеты, прикрывающие ноги до колен. Дорога местами была гравийная, местами — песчаная.
Замерзшие, с обветренными лицами, остановились в целлофановых скафандрах проверить пробито ли колесо. С оврага поднялись крестьяне: взрослые и дети в майках и легких штанах. Люди подошли к роднику умыться, сняли обувь и помыли ледяной водой ступни.
Увидев это, произошел переворот всех устоев в моей голове.
После разговаривали с женщинами, которые по пару дней идут пешком, чтобы продать свою продукцию: собранный урожай, сшитую собственноручно одежду или выточенное серебро.
Мы, европейские городские жители, даже не задумываемся каких усилий людям стоит вырастить и убрать руками урожай, обменять его при необходимости на деньги.
98 процентов крестьянин обрабатывает землю вручную или при помощи животных. Пока мы не осознаем эту цифру, нам не понять, что такое мир.
Находясь в Азии, только слепой не увидит эти цифры.
Бали
На Бали, идя вдоль рисовых террас, вы всегда встретите женщин, несущих на головах мешки риса. Люди обрабатывают поля вручную или при помощи мола.
В Индии чаще сам человек трудится. Бык — это роскошь. Чаще запрягают мужчин в повозку.
Шри-Ланка
В “Доме” режиссер показывает какого труда стоит собрать хлопок в Африке и Казахстане. Подобное я видела на чайных плантациях земель Цейлона.
И именно в ней у меня зародилось желание узнать Африку, на которую всегда отмахивалась: «Мне это не надо!»
В целом, Шри-Ланка одна из самых парадоксальных стран, в которых жила.
Думала, углублюсь в изучение буддизма, так как на Цейлоне хранятся первые палийские записи. А вместо этого столкнулась с фанатичным и радикальным “буддизмом”.
Разговор из первых уст:
— Муж, купи у Раджеша риса.
— Нет! В любом другом месте, но только не у него!
— Почему? Мы всегда у него покупали. Ты говорил, что дружите с детства?
— Я — буддист! Он — мусульманин! Мы больше не друзья!
В государстве, где 90 процентов занимают буддистские секты и оставшееся меньшинство мусульмане и индуисты, до недавнего времени вертолеты бомбили население не своей конфессии и поджигали храмы. Что тут добавить.
Янн в фильме отлично запечатлел могущество веры кадрами паломнического пути мусульман в Мекке. В том же духе он снял католиков, собравшихся вместе, чтобы увидеть папу римского.
Человек — удивительное, до краев наполненное энергией, существо. Его вера позволяет выйти за собственные пределы.
Малайзия
Что такое красивое здание?
В наше время подобный вопрос считается неудобным, и вероятно не имеющий ответа, поскольку само понятие красоты стало казаться нам лишь поводом для бесплодных и ребяческих споров. Как кто-то вообще может утверждать , что ему известно, чем привлекательное отличается от непривлекательного?
Любой предмет порождает в нас определенное психологическое и моральное устремление и производит впечатление.
По сути, здания нам говорят о том образе жизни, который было бы предпочтительно вести внутри и возле них. Они говорят нам каким может быть счастье. Если не нравится, значит здание конфликтует с нашим представлением о жизни.
Поэтому невежественно говорить, что небоскребы — это уродство.
Мне, как архитектору, полностью понятны слова создателя фильма о строениях Объединённых Арабских Эмиратов.
В Дубае нет своих природных ресурсов. Ввозят все: в том числе и рабочую силу. И все ради чего? Ради чрезмерной абсурдной роскоши.
Так же и не могу сказать, что башни Петронас в Куала-Лумпуре некрасивы. Другое дело, что я вижу в них символ государства — богатство, нефть, терроризм.
Соглашусь с Янном, когда в противовес Дубаю он ставит Новую Зеландию, Коста-Рику — более современные страны с подлинными ценностями.
Режиссер сам говорит: “Мой фильм об энергии”.
Кино дает возможность задуматься и проанализировать — какой силой каждый из нас обладает и в какое русло ее следует направить.
Посмотреть фильм можно по этой ссылке ниже.
ДОМ — фильм запрещенный к показу в 36 странах Мира