
Происхождение йоги
Происхождение йоги доподлинно не известно. Практика возникла в глубокой древности в Индии. Первые тексты, упоминающие йогу, — это Веды и Упанишады. Писания датируются временем, предшествующим буддистскому периоду, который начался приблизительно в шестом веке до нашей эры. Один из переводов Вед с санскрита — «молитва», тексты описывают религиозные ритуалы индуизма, включая жертвоприношения, но, что важно, они описывают и медитацию. А Упанишады — это дополнение к ведам, и с санскрита означает «сидеть у стоп кого-то (учителя), внимая его словам и, таким образом, получая тайное знание». Именно Упанишады раскрывают йогу как учение и описывают техническую сторону.
Затем, ориентировочно во втором веке до н.э., появились «Йога-сутры» Патанджали, в которых изложена теория и практика йоги. Йога-сутры Патанджали до сегодняшних дней являются основой по изучению практики. До сих пор у ученых нет единого мнения о самом Патанджали, историческая личность ли он или святой из легенд. Из-за этого сам текст «Йога-сутр» нельзя приписать только одному автору, и он скорее является составной работой. В этом труде собраны и систематизированы практики йоги, зародившиеся за несколько тысяч лет до нашей эры.

О йоге
Йога с санскрита переводится как «объединение», «связь», а буквально — связь с самим собой. Йога указывает путь, направляющий от внешнего к внутреннему, знакомит с умом и учит управлять этим совершенным инструментом по назначению, не отождествляясь с ним. В целом, йога учит тому, что человек идентифицирует себя с тем, чем на самом деле не является и помогает распознать, что же стоит за «я».

Сегодня бытует много мифов, связываемых йогу с религиозностью, что произошло вероятнее всего из-за её исторического зарождения в Индии. В реальности, йога — не религия, и не относится ни к одной конфессии, а представляет собой более широкое понимание.
Йога — это настоящая наука о человеке, о взаимодействии его с собой и окружающим миром.
Главное отличие практики йоги (в том числе и практики буддизма и джайнизма) от религии заключается в отсутствии необходимости верить во что-либо, в богов и божеств, в какой-то мере даже в человека. Йога — это свободный и добровольный процесс самопознания, который доступен абсолютно каждому, вне зависимости от того, где человек проживает, чем занимается и каких взглядов придерживается.
Йога не об эзотерике, она о простоте и возвращению к себе посредством учений, анализа и личной практики, как на коврике, так и за его пределами. На коврике мы работаем с телом, дыханием, умом, выстраиваем связи, чтобы увидеть, что есть что, кем или чем являемся. Постепенно, мы видим, что ничего само по себе не происходит, замечаем причинноследственность, связи с внешним и берем ответственность за проявление себя в окружающем пространстве, стараясь поддерживать благополучие не только свое, но и мира.
8 ступеней йоги
В «Йога-сутрах» Патанджали указываются восемь средств (ступеней), необходимых для практики йоги, для познания себя.
- Яма
Этические и нравственные принципы, проявляющиеся человеком в социуме.
- Нияма
Затрагивает внутренний план человеческого сознания — то, что нам необходимо практиковать лично для выполнения ямы (первой ступени), для экологичных взаимоотношений с другими живыми существами. Яма и нияма неотрывны.
- Асана
Положение тела. Поза позволяет работать с телом на разных уровнях, с ментальными блоками и подготавливает тело к энергетической работе на следующих ступенях.
- Пранаяма
Техники дыхания, а иначе, работа с жизненной энергией.
- Пратьяхара
Установление контроля над чувственным восприятием и умом, позволяющий человеку сфокусироваться на объектах своего сознания без отвлечения на внешние раздражители.
- Дхарана
Техники направленные на развитие концентрации, необходимой для медитации.
- Дхьяна
Медитация, удержание внимания и концентрации на каком-нибудь определенном предмете и вытекающее непрерывное течение познавания этого предмета.
- Самадхи
Объединение наблюдателя и наблюдающего в себе и прекращение существования концепции разделённости. Чистое состояние бытийности — это состояние не мистический опыт, но из-за определенных догм и свойств психики, мы забываем об этом.
Все ступени взаимодополняют друг друга и ведут к последним ступеням, медитации и сосредоточению.

Направления в йоге
В классической йоге существует четыре основные направления и в современном мире добавилось еще одно направление. Нынешний человек знает большее количество видов йоги, но это не направления, а стили. Стили, по мере видоизменения мира и потребностей, родились на основе направлений.
1. Карма-йога — йога деятельности. Эта йога позволяет увидеть, что является истинностью поступков, не дает делать пагубные вещи и видеть причиноследственные связи.
2. Джнана-йога — путь знания. Йога нацелена на изучение шлоков и предписаний, изучение знаний о природе реальности. Джнана-йога нацелена смотреть вглубь учений и пробовать найти их в практике и применить.
3. Бхакти-йога — служение, путь самоотдачи. В Буддизме это направление сравни Бодхисаттве (человеку стремящемуся спасти всех живых существ от страданий и выйти из бесконечности перерождений), когда человек работает со своим Эго, минимизирует его, принося пользу живым существам.
4. Раджа-йога — «царская» йога, также известна как классическая йога. Она базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Раджа-йога включает в себя восемь ступеней йоги, поэтому ее еще называют аштанга-йогой (аштанга с санскрита «восемь», не путать с аштанга-йогой в традиции Патабхи Джойса). В этом направлении в меньшей степени отведено работе с телом, а большее внимание уделяется верхним четырем ступеням, нацеленных на работу с умом и сознанием.
Знакомая многим хатха-йога и её многочисленные школы (например: Айенгар-йога, Аштанга-йога в традиции П.Джойса, Вини-йога, и т.д.) по классическим источникам не входит в Раджа-йогу. Хатха-йога включает в себя первые четыре ступени из восьми ступеней описанных в йога-сутрах Патанджали, на которых строится вся раджа-йога. Поэтому хатха-йогу на сегодняшний момент можно выделить пятым направлением, которое подготавливает человека к Раджа-йоге.
Все эти пути уникальны и разработаны практиками в большом периоде времени. Их можно комбинировать в зависимости от того, куда вы идете в данный момент. Неверно ставить одно направление йоги превыше другого, потому что это станет ограничивающим фактором в развитии.

Разные темпераменты требуют разного подхода.
Если кому-то ближе читать, то скорее, его главным инструментом будет Джнана-йога (йога знаний).
Но если практик останется лишь на этом пути, то это взрастит Эго, так как человек не будет делиться своими знаниями посредством Бхакти-йоги (служения). А не используя техники Раджа-йоги (классической йоги), человек не сможет расширить свои знания, прочувствовать на своем опыте, работают ли техники, описанные в текстах, и оставив знания лишь теорией.
Без Джнана-йоги или, иными словами, мудрости, Бхакти-йога (служение) может превратиться в фанатизм.
Все направления йоги переплетены и взаимодополняют друг друга. Нельзя сказать, где заканчивается одно направление и начинается второе.
Осознавая это, вся наша практика распространяется за пределы коврика, и тогда йога становится всей нашей жизнью.

Алия, Гданьск, июнь 2022