fbpx

Происхождение йоги

Происхождение йоги доподлинно не известно. Практика возникла в глубокой древности в Индии. Первые тексты, упоминающие йогу, — это Веды и Упанишады. Писания датируются временем, предшествующим буддистскому периоду, который начался приблизительно в шестом веке до нашей эры. Один из переводов Вед с санскрита — «молитва», тексты описывают религиозные ритуалы индуизма, включая жертвоприношения, но, что важно, они описывают и медитацию. А Упанишады — это дополнение к ведам, и с санскрита означает «сидеть у стоп кого-то (учителя), внимая его словам и, таким образом, получая тайное знание». Именно Упанишады раскрывают йогу как учение и описывают техническую сторону.

Затем, ориентировочно во втором веке до н.э., появились «Йога-сутры» Патанджали, в которых изложена теория и практика йоги. Йога-сутры Патанджали до сегодняшних дней являются основой по изучению практики. До сих пор у ученых нет единого мнения о самом Патанджали, историческая личность ли он или святой из легенд. Из-за этого сам текст «Йога-сутр» нельзя приписать только одному автору, и он скорее является составной работой. В этом труде собраны и систематизированы практики йоги, зародившиеся за несколько тысяч лет до нашей эры.

О йоге

Йога с санскрита переводится как «объединение», «связь», а буквально — связь с самим собой. Йога указывает путь, направляющий от внешнего к внутреннему, знакомит с умом и учит управлять этим совершенным инструментом по назначению, не отождествляясь с ним. 

В целом, йога учит тому, что человек идентифицирует себя с тем, чем на самом деле не является и помогает распознать, что же стоит за «я».

Сегодня бытует много мифов, связываемых йогу с религиозностью, что произошло вероятнее всего из-за её исторического зарождения в Индии. В реальности, йога — не религия, и не относится ни к одной конфессии, а представляет собой более широкое понимание.

Йога — это настоящая наука о человеке, о взаимодействии его с собой и окружающим миром.

Главное отличие практики йоги (в том числе и практики буддизма и джайнизма) от религии заключается в отсутствии необходимости верить во что-либо, в богов и божеств, в какой-то мере даже в человека. Йога — это свободный и добровольный процесс самопознания, который доступен абсолютно каждому, вне зависимости от того, где человек проживает, чем занимается и каких взглядов придерживается.

Йога не об эзотерике, она о простоте и возвращению к себе посредством учений, анализа и личной практики, как на коврике, так и за его пределами. На коврике мы работаем с телом, дыханием, вниманием, при медитации мы работаем с более тонким, с умом, сознанием, выстраиваем связи, чтобы увидеть, что есть что, кем или чем являемся, а кем или чем нет. 

Аштанга йога или восемь средств (ступеней) йоги

В «Йога-сутрах» Патанджали указываются восемь средств (ступеней), необходимых для практики йоги, для познания себя.

Сразу необходимо отметить, что перевод анги как «ступень» некорректен.

При слове «ступень» ум выстраивает образ перешагивания с одного уровня на следующий. Но этого перешагивания нет в аштанга йоге.

Слово «ашта» с санскрита переводится как восемь, а «анга» —  конечность. Никакой иерархии между используемыми сегодня ступенями изначально не предполагалось. Любая из восьми ступеней, или конечностей, являются частью одного целого. Если вы изымите одно, то не будет полного, целостного. Поэтому не корректно будет сначала осваивать первые ступени, описанный в «Йога-сутрах» Патанджали, Яму и Нияму и лишь потом приступать к следующим.  Если читать Хатха-йога-прадипика или «Йога-сутры» Патанджали, то можно увидеть, что освоение полностью Ямы и Ниямы не представляется легким делом. И учитывая тот факт, что описанные результаты Ямы и Ниямы — самые, что ни есть, сиддхи, которые наделяют человека свехспособной силой. 

Поэтому, в писаниях не было идеи об освоении сначала одной ступени, а потом второй. Была идея о частях, которые взаимосвязаны, которые необходимо практиковать в связи и без которых невозможно достижение конечного результата. 

  1. Яма

    Этические и нравственные принципы, проявляющиеся человеком в социуме.

  2. Нияма

    Затрагивает внутренний план человеческого сознания — то, что нам необходимо практиковать лично для выполнения ямы (первой ступени), для экологичных взаимоотношений с другими живыми существами. Яма и нияма неотрывны.

  3. Асана

    Положение тела. Поза позволяет работать с телом на разных уровнях, с ментальными блоками, вниманием и концентрацией, подготавливает к устойчивому и безопасному положению тело (падмасане) для работы на следующих описанных ступенях.

  4. Пранаяма

    Техники дыхания, а иначе, работа с жизненной энергией.

  5. Пратьяхара

    Установление контроля над чувственным восприятием и умом, позволяющий человеку сфокусироваться на объектах своего сознания без отвлечения на внешние раздражители.

  6. Дхарана

    Техники направленные на развитие концентрации, необходимой для медитации.

  7. Дхьяна

    Медитация, удержание внимания и концентрации на каком-нибудь определенном предмете и вытекающее непрерывное течение познавания этого предмета.

  8. Самадхи

    Объединение наблюдателя и наблюдающего в себе и прекращение существования концепции разделённости. Чистое состояние бытийности — это состояние не мистический опыт, но из-за определенных догм и свойств психики, мы забываем об этом.

Все ступени взаимодополняют друг друга.

Направления в йоге

Согласно классическим писаниям в йоге существует четыре основные направления, при этом можно выделить еще и пятое направление. Нынешний человек знает большее количество видов йоги, но это не направления, а стили. Стили, по мере видоизменения мира и потребностей, родились на основе направлений.

1. Карма-йога — йога деятельности. Эта йога позволяет увидеть, что является истинностью поступков, не дает делать пагубные вещи и видеть причиноследственные связи.

2. Джнана-йога — путь знания. Йога нацелена на изучение шлоков и предписаний, изучение знаний о природе реальности. Джнана-йога нацелена смотреть вглубь учений и пробовать найти их в практике и применить.

3. Бхакти-йога — служение, путь самоотдачи. В Буддизме это направление сравни Бодхисаттве (человеку стремящемуся спасти всех живых существ от страданий и выйти из бесконечности перерождений), когда человек работает со своим Эго, минимизирует его, принося пользу живым существам.

4. Раджа-йога — «царская» йога. Она базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Раджа-йога включает в себя восемь ступеней йоги, поэтому ее еще называют аштанга-йогой (аштанга с санскрита «восемь», не путать с аштанга-йогой в традиции Патабхи Джойса). В этом направлении в меньшей степени отведено работе с телом, а большее внимание уделяется верхним четырем ступеням, нацеленных на работу с умом и сознанием. 

Знакомая многим хатха-йога и её многочисленные школы (например: Айенгар-йога, Аштанга-йога в традиции П.Джойса, Вини-йога, и т.д.) по классическим источникам не входит в Раджа-йогу. Хатха-йога включает в себя первые четыре ступени из восьми ступеней описанных в йога-сутрах Патанджали, на которых строится вся раджа-йога. Поэтому хатха-йогу на сегодняшний момент можно выделить пятым направлением, которое подготавливает человека к Раджа-йоге.

Все эти пути уникальны и разработаны практиками в большом периоде времени. Их можно комбинировать в зависимости от того, куда вы идете в данный момент. Неверно ставить одно направление йоги превыше другого, потому что это станет ограничивающим фактором в развитии. 

Разные темпераменты требуют разного подхода.

Если кому-то ближе читать, то скорее, его главным инструментом будет Джнана-йога (йога знаний).

Но если практик останется лишь на этом пути, то это взрастит Эго, так как человек не будет делиться своими знаниями посредством Бхакти-йоги (служения). А не используя техники Раджа-йоги (классической йоги), человек не сможет расширить свои знания, прочувствовать на своем опыте, работают ли техники, описанные в текстах, и оставив знания лишь теорией.

Без Джнана-йоги или, иными словами, мудрости, Бхакти-йога (служение) может превратиться в фанатизм.

Все направления йоги переплетены и взаимодополняют друг друга. Нельзя сказать, где заканчивается одно направление и начинается второе.

Осознавая это, вся наша практика распространяется за пределы коврика, и тогда йога становится всей нашей жизнью.

Алия, Гданьск, июнь 2022