Ровно три года назад я подарила маме на день Рождение книгу «Кошка Далай-Ламы». Так начался путь на Малый Тибет, в Дхарамсалу.
С каждой новой страницей, через призму кошачьего мира я изучала образ жизни монахов, Далай-Ламы, знакомилась с иностранными гостями резиденции и просто жителей Дхарамсалы.
Спустя два года, закончив очередное месячное обучение йоги в Майсоре (об обучении можно почитать статье «Зачем и как ехать в Майсор, к истоку аштанга йоги»), я отправилась в самое известное место всех буддистов и уже бесконечно знакомое по книге. А сегодня и моя мама в Дхарамсале, наслаждается Гималаями и слушает лекции Далай-Ламы.
Малый Тибет в Индии
Попав сюда, ты покидаешь Индию, оставаясь формально в ней. Оказываешься в Тибете. Тибетское в Дхарамсале абсолютно все: еда, музыка, архитектура, язык, а главное — тибетские люди. Все пропитано неспешностью и размеренностью. Колыхаюхаются молитвенные флажки на ветру, доносятся отовсюду тихие напевы буддийских мантр. На узких улицах Маклеод-Ганджа собаки отлеживают бока под гималайским солнцем, а мимо них проходят сотни монахов в шафрановых мантиях. Женщины вяжут шерстяные носки и шапки, бабушки в национальной одежде сидят на табуретках и перебирают бусины чёток, старички кроткими шажками идут возле храмов и крутят молитвенные барабаны.
Все эти тибетцы и Далай-Лама шестьдесят лет назад нашли здесь пристанище после культурной «революции» в Китае.
Из монолога Далай-Ламы: «Сказать по правде, я самый загостившийся гость индийского правительства. До определенной степени я эксплуатирую деньги правительства. Вот так!» И после долго и громко смеется.
Прожив большую часть жизни в Индии, Далай-Лама считает ее вторым домом. Говорит, что многие тибетцы, предки которых бежали из Тибета, родились в Дхарамсале, имеют индийские паспорта, поэтому во всех пониманиях ощущают себя индийцами, не забывая своих корней.
Вся Индия — это живой пример межрелигиозной гармонии. Ее трактовка секуляризма, подразумевающая равное уважение ко всем религиям, а не отсутствие уважения, а также ко взглядам неверующих, — уникальна для нашего мира. Она приняла тысячи тибетцев, выделяет на беженцев огромный бюджет, не дает утратить самобытность и религию народа, государства которого больше не существует. В Индии гармонично контактируют десятки религий, школ, сект и никто не чувствует себя ущемленным. Это живой пример Любви и Сострадании, когда люди заботятся не только о семье, но и о соседях. Так возникает доверие, дружба и мир в пространстве.
О чем лекции
Лекции Далай-Ламы были о срединном пути, расшифровке сутр, жизненных историях. Слушание организовано по просьбе буддистов Юго-Восточной Азии: Таиланда, Лаоса, Камбоджи, которые практикуют буддизм по палийской традиции. А лекции были по санскритской традиции — второму основному течению буддизма, который практикуется в Тибете, России, Монголии, Бутане, Непале. Для меня, человека, который перенимал знания в Таиланде, монолог был ценен и отчасти нов.
Благодаря ему я стала внедрять в жизнь и практику медитаций анализ. В палийской традиции этот этап недооценен, основной упор сосредоточен на теории и практике. В санскритской — любая теория сначала изучается, потом обязательно анализируется и параллельно практикуется. Люди с аналитическим складом ума так и делают с детства. У гуманитариев же с этим трудности.
Одной из самой важной для меня части четырехдневного монолога Далай-Ламы была о пустоте.
В квантовой физике и буддизме любой объект можно расчленить. Далай-Лама приводил в пример колесницу. Визуально ее можно разложить на колеса, сиденье для возницы, упряжу лошадей, соединительные крепления. Подобно этому дальше раскладывается каждая деталь: колесо на обод, деревянные спицы, основание, к которому крепятся спицы. Если ещё углубляться, то и эти элементы раскладываются до атомов. Все уходит в пустоту. И человек тоже.
Изучение пустоты знакомит с природой людей и окружающим пространством с другой стороны, нежели мы привыкли.
Когда Далай-Ламе было двадцать лет, один из учителей посвятил его в теоретическую часть и передал технику практического исследования пустоты. Последующие два десятилетия он изучал теорию, анализировал, стараясь найти явление в повседневных вещах, и практиковал медитацию на пустоту.
Говорит, что лишь к сорока годам, возможно, осознал пустоту.
И только после грубого, которым является пустота, подступился к более тонким приемам изучения природы человека и нашего мира. Иначе все последующие этапы (например, тантра) остались бы фантазией.
Человеку потребовалось двадцать лет каждодневного усердия и терпения, дабы изучить базовое понятие. А неусидчивому, жадному уму подавай побольше и побыстрей.
О Далай-Ламе
Что касается самого Далай-Ламы, при его 84-ех годах, он — абсолютный ребенок. Постоянно над всеми подшучивает и пьет очень много чая. Человек, который сломает любой материальный ум и собственным примером укажет на фундаментальное для каждого, кто называется человеком.
Из мыслей Далай-Ламы: “Я — Далай-Лама не потому что им родился. А благодаря собственным усилиям и усердию сейчас я — Далай-Лама.”
Исключив веру в реинкарнацию своего предшественника, он остается символом знаний, опыта и воли. В буддизме существует десятки направлений и учений. В каждой «ветви» есть свой мастер. И на протяжении всей жизни лучшие учителя передавали Далай-Ламе знания. Он их перенимал, изучал и практиковал. Все чистейшие зерна буддийских истин собраны в его сердце.
То, что транслирует Далай-Лама, в некотором смысле очевидно. Не в этом дело. А в духе, которым напитаны эти слова. Моя мама не владеет основами буддизма. И это не помешало ей слушать лекции в Дхарамшале и впитать чистые зерна знаний.
Как попасть на лекции
Попасть на учения может каждый. По радиоприемнику можно слушать синхронный перевод на русском языке. Сам Далай-Лама дает учения на тибетском и английском.
Расписание и всю информацию можно посмотреть на официальном сайте.
Алия, октябрь 2019, Минск