Пол августа в 2023 году я и Андрей пребывали в высоких Альпах, самостоятельно следуя Высокому маршруту Уокера. Мы начали во Франции, в Шамони, и закончили в Швейцарии, пройдя всю ее южную часть, до Церматта. Шли от высочайшего Монблана до пирамидного и изящного Маттерхорна, пересекая многочисленные перевалы в сопровождении немногословных бледно-голубых ледников и грохочущих камнепадов.
Это был поистине легендарный поход. Он был тяжелый и красивый, жаркий и холодный, забирающий силы и наполняющий, постоянно меняющийся, полон наблюдений за природой, за собой.
Пожалуй, это был один их самых сложных моих походов. Я искала смыслы, находила и нет, наблюдала как многое от нас зависит и не зависит ничего.
День 1. Шамони — Аржантьер
17 км, 1350 м набора высоты.
Перед Францией мы пожили четыре дня в Италии, на озере Комо, где дважды в день спускались к воде и поднимались обратно в дом на гору. Это немного подготовило суставы и сердце.
Walker’s Haute Route — сложный маршрут, оценивается как 4 из 5. Длина ~ 220 км, где большую часть дней необходимо поднимать 1000 — 1600 метров вверх и спускать. Его разработал англичанин и информации о нем почти нет в нашем информационном сегменте, как и встречающихся путников на тропе.
Маршрут высокогорный, поэтому палатку брать не было смысла, высота ночлегов ~ 1200 — 2900 м. Да в целом, в Швейцарии не всегда можно поставить палатку из-за частных территорий и заповедных зон. На любимой мной Виа Альпине, треке который мы проходили в 2021 году, палатку ставили лишь чуть больше половины дней похода, хоть маршрут проходил на нижних высотах.
Из Италии на автобусе добрались до Франции, в деревню Шамони. Отсюда начинают восхождение на Монблан, самую высокую гору Европы. Переночевав на следующее утро мы отправились в путь.
Обычно, первый день маршрута тяжелый из-за набора высоты и повышенной физической нагрузки. При походе к базовому лагерю Эверест Андрей травмировался, не знаю и игнорируя базовые правила в горах. На Виа Альпине мы целый день набрали тысячу метров вверх и пребывали в небольшой в растерянности, что делать с рюкзаком, изобильно утрамбованным польской еду в целях экономии.
На Высоком маршруте Уокера был иной опыт. Мне было трудно на протяжении всего похода! Но эта трудность не воспринималась как ноша. Я с интересом изучала, наблюдала, мне не хотелось видоизменять или ослаблять эту тяжесть. То, что мне могло показаться ранее жестким, я воспринимала и делала в достаточно расслабленном виде. Так, почти все, что со мной происходило, становилось приемлемым, не выбывающим из баланса.
Не занимать крайних позиций. Не следовать от точки к точке, вопреки всему, вопреки себе. И не снимать с себя обязательств, поддавшись уму и слабостям, отходя от плана и пути. А если и увидев себя в этих состояниях, возвращаться к середине.
Мы поднялись к озеру Lac Blanc, откуда полотном раскрылся горный массив Монблана, возвышающийся над искристо-голубой водой. Этот вид останется со мной навсегда.
Стояла палящая погода. Мы соорудили домик из горных палочек и дождевиков, укрывающий от солнца. Пообедав и отдохнув с видом на второе зеленое озеро, мы начали спускаться во французскую деревню Аржантьер.
День 1. Аржентьер — Триент
16 км, 1200 м. набора высоты
Утром, съев французскую булочку в пекарне с чашечкой кофе, пропущенного через фильтр, мы начали восхождение к горному седлу Коль де Бальме. Перевал разделяет Францию и Швейцарию. Мое знакомство с Францией только началось, как уже пришлось прощаться.
Подходя ближе к хребту, я ловила ощущение, что приближаюсь к знакомому и долгожданному. С гор начал улавливаться перезвон коровьих колокольчиков. В воздухе проявлялась свежесть, которую я не чувствовала в предыдущие дни, но память о которой, как оказалось, жила все эти года во мне. Через какое-то время на горизонте появилось деревянное шале, выкрашенное в черный. Пройдя дом, наконец-то увидела творцов звенящей мелодии. Коровы пощипывали траву на салатовом, сочном поле.
Ну, здравствуй, Швейцария. Я скучала! До границы было пару километров, но приветствие уже произошло. Поднимаясь все выше и выше, усиливались ароматы альпийских синих колокольчиков, лавандовых васильков, оранжевых и белых ромашек, как и яркость травы. Я спросила у Андрея, заметил ли он какие-либо изменения. Он сказал, что конечно заметил.
Удивительно, как столь близкие территории могут отличаться. Французская часть Альп высокогорная, величавая, оставившая приятную недосказанность, которую хочется разглядеть вернувшись. Швейцарские Альпы для меня о сладостном аромате в воздухе, цветущих зеленых лугах, завораживающих горах, чистом лесе и воде, уважении местных жителей к природе, к своему дому. Радость и теплая благодарность вновь созерцать все это.
День 3. Триент — Шампекс
15 км и 1350 м
В горах ты знакомишься глубже не только с собой, но и с другими людьми.
Здесь грация, красота и человечность объединяют всех. Я, Андрей и еще некоторое количество человек (думаю, до 30-ти, иначе мы бы не поместились в горных хижинах) вышли на этот великий маршрут и пришли до конечной точки в один день. Изначально незнакомые и чужие, с каждой точкой мы становились ближе, более понимающими и эмпатичными по отношению друг к другу. Встречаясь на тропе, подбадривали один второго, вдохновлялись друг другом. Вдохновение — это то, что тебя сопровождает при соприкосновении с людьми: их опыт, любознательность, непосредственный интерес к жизни, сила духа. Некоторым людям по 63-78 лет и они идут с тобой через перевалы высотой в километр, а кто-то отправляется ещё выше работать с ледорубами.
На этом настиле горного укрытия с панорамным видом на ледник Триент мы впервые повстречались с парой из Америки, Майком и Мишель.
Как-то за ужином пара поделилась, что у них есть список мест, которые они должны посетить в этой жизни. Одна страна из их листа — буддистское королевство Бутан. Я знала о нем. Это удивительное, самобытное место нашей планете, с уникальным рельефом от равнин и долин до высоких пиков Гималаев. Его держат условно закрытым, дабы сохранить культуру и местный уклад. Маленькому количеству людей посчастливилось познакомиться с этой страной. Сегодня попасть в Бутан можно только в составе туристической группы с местным гидом.
На следующий день, идя по тропе в молчании, я обдумывала вчерашний разговор и спрашивала себя: «А какие страны внесла бы я в этот список? И что значат для меня эти места?»
Когда слышу важную мысль, то часто задаю себе вопрос: «Что это значит для меня?» Так, я могу обратиться внутрь, понаблюдать, где-то проанализировать, увидеть.
Мои места связаны с духом, душой или Богом. Нет единого слова для обозначения этому и у каждого оно будет своим.
Мое первое место совпадает с нашими знакомыми из Америки.
Это Бутан. Я узнала о нем приблизительно 10 лет назад. Королевство приходило ко мне и в любимой художественной книге, от лица Королевы через буддийские учения. Тогда это казалось чем-то недосягаемым и оно тихонечко уходило в тень сознания. Сейчас же, я верю в встречу.
Следующее место — это Варанаси в Индии, портал жизни и смерти. Берег реки, на котором поселилось вечное, преследует меня тоже с десятилетие.
Вторую часть можно прочитать, перейдя по ссылке «Высокий маршрут Уокера, Швейцария. Часть 2»