Когда практикуешь в специально созданных условиях, на ретритах, гораздо проще достичь глубокого уровня концентрации ума, нежели, когда в домашних условиях. Поэтому, я отправляюсь периодически на ретриты, чтобы не заботиться о жизненных потребностях, а полностью сконцентрироваться на внутренних процессах.
Медитативный центр стоит выбирать так же качественно, как и учебное заведение.
Опыт прохождения на Севере Таиланда в храме Дои Сутхеп (Wat Phrathat Doi Suthep) лишь подтвердил данное мнение.
Изучите досконально все о месте, в котором планируете практиковать.
Читая отзывы, понимайте, что за человек его написал. Одно дело получать информацию от человека, практикующего ранее в медитативных центрах. Другое, восхваленный или негативный отчет, написанный на эмоциях человеком, впервые побывавшего в подобных местах. Обращайте внимание на информацию англоязычных источников.
Важно отметить: стиль медитации, уровень методических указаний, режим дня и внутренние правила, тип питания, климатические особенности, групповая практика или индивидуальная, кто дает учения.
Не разобрав данные пункты, велика вероятность неполного погружения или выбора неподходящего по подготовке и иных факторам место прохождения Випашьяны.
Теперь подробнее о том, как пришла к данным выводам.
Прохождение ретрита в Храме Пратхат Дой Сутхеп в Чианг Мае.
Ознакомилась с парой отзывов о храме. Как оказалось, новичков. Ничего противоречивого не отметив, отправила заявку на электронную почту, указанную на официальном сайте.
Монастыри сложны на контакт. Порой отвечают несколько дней, порой — в ответ тишина. Ответ с Дои Сутхеп пришел на следующее утро. Написали, что ждут меня в указанные дни.
Храм расположен высоко в горах на высоте 1073 метра над уровнем моря. От этого — головокружительный чистый воздух вдали от суматохи мегаполиса.
Медитативный центр изолирован, что позволяет легко соблюдать молчание, не контактировать с окружающими. Территория храма, которую посещают люди, находится на верхнем уровне. Ниже располагается жилье монахов. На самом нижнем уровне безмолвно обосновался ретритный корпус.
Все, о чем буду писать ниже, является сугубо личное мнением.
Жилье
В оговоренное время я была на месте. Заполнила необходимые данные. Волонтер выдал ключи от комнаты.
На Северных ретритах Таиланда часто выделяется личное пространство.
Каждому студенту в Дои Сутхап предоставляет отдельную келью с мягкой кроватью и подушкой.
Отдельное жилье послужит плюсом практику, ушедшему на 21 день и более, который в последний временной отрезок не выходит из кельи. Но возможно минусом для начинающего практика или для человека приехавшего на короткий срок: в общем блоках развивается практика терпения к окружающим и групповая поддержка.
Методические указания
В час дня прибывшим монах дает методические указания по медитации на английском языке. За полчаса было рассказано все, чему обучают на ретрите в Дипабхаван 7 дней!
Из-за скудной передачи информации, я наметила, что буду практиковать, опиравшись на знания, приобретенные ранее.
Помимо недостатка в методических указаниях, отмечу об их догматизме, если не сказать сектантстве. При ходячей медитации руки должны быть за спиной или у паха. Правая ладонь находится поверх левой.
Сидеть необходимо в полулотосе, при котором также правая нога над левой. Одежда белого цвета, что весьма непрактично. На территории купить новую одежду возможности нет.
Безусловно, важно находится в устойчивой позе с ровной спиной. Но больше никакая часть тела не повлияет на степень погруженности в медитацию, цвет одежды не облегчает путь, ведущий к обузданию ума.
Не было совместной медитации. Только индивидуальная. На ретритах очень важна групповая энергетика, поддержка группы. Этого здесь не хватало.
В указанные часы в общем зале собираются ученики для практики ходячей и сидячей медитации. Каждый приходит со своим будильником, чтобы фиксировать длительность сессий (от 15 минут до часа). В итоге, каждые 5-10 минут звонил чей-нибудь будильник.
У меня не было ни будильника, ни часов, ни к тому же телефона. На южных ретритах Таиланда, любая вещь, отвлекающая от практики, отдается в камеру хранения (гаджеты, книги, блокноты с ручками), а распорядок дня дается под гонг. В Дои Сутхеп, я все чаще беспокоилась, чтобы не пропустить определенные этапы дня. На студента возлагается контроль над временем, что отнимает энергию.
Уборка
В первый день при регистрации отмечается из списка, какой труд на протяжении всего пребывании в центре остается за тобой: уборка корпусов, медитативных холлов, территории улиц, столовой, туалетов, душевых. Это дает возможность студенту на время обучения быть полезным обществу/центру и поддерживать опрятность места.
На студентов Дой Сутхеп не возлагалась подобная ответственность.
Комплексы были неубранные. Ни местные, ни практикующие не заботились о поддержанием чистоты. В главном холле стоял неприятный запах от ковровых дорожек, предназначенных для медитации при ходьбе. Чехлы для медитативных подушек отсутствовали.
Питание
На завтрак предлагалась ограниченная порция риса на колбасном отваре. На обед подавался рис с одним видом мяса или рис с тушеными овощами и кусочком соевого белка.
Питание не вегетарианское и несбалансированное.
В столовой в часы обеда и завтрака работает буфет, где можно приобрести мороженное, шоколад, кофе. Это резонирует с концепцией ретритов.
Заключение:
Wat Phrathat Doi Suthep, возможно, подойдет человеку, желающему практиковать индивидуально, в своем режиме и имеющий достаточную базу и опыт (не новичок), не вегетарианцу.
Wat Phrathat Doi Suthep
НЕ подойдет начальному уровню в медитации, вегетарианцу.
Для качественного прохождения желаемого ретрита изучите всю информацию о месте!
Помимо вышесказанного можете ознакомиться со статьей в блоге «Как выбрать, записаться и подготовиться к Ретриту. Випассана».
О прохождении 4-го семидневного ретрита в Таиланде можно прочитать, перейдя по ссылке «Четвертый семидневный ретрит в молчании в Дипабхаван, Таиланд»
Алия, Бали, Июль 2017