Заблуждения в йоге. Кто такой йог.

Как выглядит йог в умах западного человека?

Пару лет назад получила приглашение на обед по случаю дня рождения от знакомой, которая занималась у меня йогой в Таиланде.

Я запаздывала. Именинница сказала, что бы не торопилась и готовилась давать ответы по йоге гостям.

Войдя, на лицах девушек читалось застывшее ожидание: “Ну давай! Скорее расстилай ковер с иглами и котись по нем. Потом становись на руки и иди к нам. Мы подготовили разбитые стекла и угли почти поготовы!”

Вместо существа выполняющего подобные деяния, к ним приблизился самый обычный человек в штанах цвета хаки и винной помадой на губах.

Беседа велась на разные темы. И все же, когда разговор затрагивал йогу, приглашенные предвкушали более мистичные и астральные сюжеты.

Одна роскошная девушка, теперь уже моя хорошая знакомая, присев поближе, устремила взгляд в мое межбровье. Накануне там появилась внушительных размеров болячка. Она сказала: “А я то подумала, что это точка, которую рисуют себе женщины Индии”.

Почему славянские люди визуализируют подобные образы, стоит разобраться в целом с развитием хатха-йоги на территориях бывшего СССР и Запада.

Развитие хатха-йоги в странах бывшего СССР.

Зарубежное и отечественное становление хатха йоги, которой является Аштанга, сильно отличается.

Обычному советскому жителю выехать за пределы Родины было невозможным. Образ йога формировался с сюжетов, увиденных по телевизору. На почве дружбы Брежнева и Ганди в 70-ом сняли цикл фильмов посвященных Индии и кино “Индийские йоги, кто они ”. После трансляции появился некий интерес к йоге. Но рассматривалась йога больше как физическая гимнастика, ведущая к высокому уровню владения телом. Коммунистический склад ума не задумывался над философией. Да и в целом, вопросы о природе человека, качестве жизни и развитии, которые естественным образом рождаются при практике, не поощрялись советским строем. Тексты с санскрита переводились и писались докторские, но все это рассматривали лишь с научной стороны, потому что не подкреплялось практикой.

Развитие хатха-йоги на Западе

В это же время, когда мы были закрытой страной, Запад спокойно перемещался по планете.

Американских и европейских хиппи привлекала теплая, мистическая и дешевая по их меркам Индия.

Не всем нравилось лежать под пальмами, пить кокосы и принимать меняющие сознания вещества. Некоторые отправлялись глубже по стране. Таким образом, они повстречали Айенгара и Паттабхи Джойса. Вернувшись, люди распространяли стили в своих регионах.

Популярность практики асан на Западе началась с Айенгара, после выхода в 60-ых годах легендарной «Йога Дипика».

В России последователи учителя из Пуны появились только к 80-ым.

Об аштанге за пределами Индии узнали сначала в Америке в 70-ых, после в Европе.

В странах СНГ ее начали практиковать лишь к началу 2000-ых, когда соотечественники смогли выезжать за границу и учиться у преподавателей традиционных школ.

 

Короткой промежуток времени существования йоги на наших землях — одна из причин некорректного понимания практики и человека, практикующего йогу.

Другая причина — люди, которые окутывают йогу мистикой, подкрепляя мифологические рассказы незнакомой терминологией, и продают как исцеляющую таблетку. Выпьешь, и откроется третий глаз, станешь сверхчеловеком, вылечишься от всех болезней и, конечно, научишься летать.

 

Йога не об этом.

Йога об единстве. Сначало с собой: посредством практики ты становишься более внимательным к себе, усидчивым, наблюдательным.

Со временем уделяешь внимание окружающему, т.к. анализируешь и замечаешь свою связь с внешним миром. Качество жизни растет. Действия, которые воспроизводишь все чаще становятся не разрушительными, а созидательными. Так единство распространятся из внутреннего на внешнее.

Никакой эзотерики, матов со стеклами, омовений в реке Ганге, амулетов и преклонений.

Йога проста и земна — развитие, возможность познать свою природу, прийти к созиданию, а не разрушению.

 

Алия

январь 2019, Пхукет