Что такое Ретрит и Випассана?
Ретрит и Випассана вполне земные понятия. Не имеют ничего общего с эзотерикой и фантастикой. Напротив, практика учит жить в реальности, настоящем и единственном моменте.
Ретрит — англоязычное слово, дословно переводится как «уединение», «удаление от общества».
Ретрит — это время в уединении, посвященное практике либо глубокому обучению.
Ретрит предполагает, что человек на определенное время уединяется от привычного социума, повседневного уклада жизни, для жизни в простых условиях, наедине с собой, на природе и в тишине, уделяя время практике.
На ретритах создаются специальные условия, при которых ум успокаивается, внимание фокусируется на внутренних процессах. Если ретрит медитативный, то это происходит из-за длительных медитаций, часто, принятия обетов, например, молчания.
Випассана (Випашьяна) на языке пали (язык времен Будды) означает «видение как есть». Благодаря практике медитации развивается осознание реальности, без суждений и оценок и мы достигаем состояния Випассаны, когда видим вещи в подлинном свете, видим вещи такими, какие они есть. Важно, что в палийском каноне (в первоисточнике) випассана не упоминается как независимая медитативная практика, вместо этого описывается как качество ума, которое развивается посредствам медитации.
Виды випассаны
Существует некоторое количество видов Випассаны:
1. Випассана в Палийском каноне (из сутр палийского писания).
2. Випассана в современной Тхераваде. В 1950-х годах в Мьянме буддийские монахи разработали ряд подходов к медитации на основе Палийского канона, которые получили известность под названием «випассана». Випассана в современной Тхераваде практикуется в Юго-Восточной Азии (Бирме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Индонезии). Она представлена в различных методиках, например, випассана по Махаси Саядо (чередование сидячей и ходячей медитации, наиболее распространенная в Таиланде, Шри-Ланке), випассана по Саяджи (бирманское направление, имеет много стилей, основанных на этой методике; самой известной на Западе является випассана по Гоенке — практика сидячей медитации с лекциями Гоенки, распространенная более, чем в 200 странах), и т.д.
3. Випашьяна в Махаяне (тибетском буддизме). Как правило медитация випашьяна в тибетском буддизме направлена на распознавание пустотности ума и мира.
Что ожидать от ретрита?
Практикуя в специально подготовленных условиях, проще добиться глубокого уровня концентрации ума, нежели при медитации в повседневной жизни. По этой причине я периодически отправляюсь практиковать в изолированное и подготовленное место.
Медитативный ретрит — не курорт. Ваше тело будет уставать от длительных ежедневных сессий медитаций, разум будет говорить покинуть это место. Вы узнаете, что такое вечность, на себе почувствуете новую сторону времени. Будет сложно эмоционально. Ретрит — своего рода чистка. Все грязь, злоба, обиды, разочарования, страхи, скука, выйдут наружу и вам придется встретиться и работать с этими чувствами.
Вы не сможете отвлечься, поговорить с кем-нибудь, заняться тем, чем вы занимаетесь в привычной жизни в таких ситуациях (например, чтение книги или просмотр новостной ленты социальных сетей). Все отвлекающие вещи перед ретритом сдаются в камеру хранения. Это условия центров, как и обет молчания. Общаться с кем-либо из практикующих или работников центра запрещено.
При всем выше сказанном, отведение недели в году (у кого-то и вовсе за всю жизнь) лишь самому себе — ценнейший дар!
Сколько длится ретрит с курсом Випассаны
Ретриты бывают разные по длительности. Наиболее оптимальными являются 7-10-ти дневные. За этот промежуток тело и ум успевают прожить различные стадии: от познания до принятия и отпускания. Более короткие ретриты не приводят к глубокому погружению в практику, но. являются прекрасной альтернативой для ознакомления с медитацией.
Кто практикует регулярно и был на 7-10-ти дневных ретритах может уходить на 21 — 30-ти дневные (и более длительные) ретриты.
Как выбрать ретрит для прохождения Випассаны
Дабы получить всю ценность от уединения, желательно выбирать аутентичные ретритные центры и буддийские храмы.
Во-первых, на ретритах обучают медитации и проводятся лекции по Дхамме (буддийским учениям). В аутентичных местах учителя будут компетентны и вы будете получать информацию не только из теоретических знаний, но и из практических, от истоков.
Во-вторых, в подлинных медитативных центрах все будет располагать к практике. Территориально ретриты находятся в уединенных и тихих местах. Шалы для медитаций, место приема пищи и жилье будут спроектированы так, чтобы вы не пересекались с внешним миром, благодаря чему вы не будете отвлекаться на внешнее, а сфокусируетесь внутри себя. В медитационных центрах даже нет зеркал, дабы вы максимально могли изучать то, что происходит внутри.
В-третьих, цель создания ретрита с курсом Випассаны — дать возможность каждому желающему научиться медитировать и создать условия для практики. В ретритных центрах нет коммерческого умысла, они существуют благодаря добровольным пожертвованиям практикующих. В аутентичных местах нет излишеств (на которые вы можете отвлекаться), нет угождения, дабы оправдать ваши ожидания и затраченный материальный вклад. Не выстраивается никаких дополнительных цепочек, которые могут уйти от единственного мотива создателей ретрита — передачи практики.
Во некоторых странах Европы есть ретритные центры, в которых можно пройти Випассану по разным системам.
Если есть возможность, то лучше пройти курс Випассаны в буддийских странах, где зародилась и живет эта практика. Например: Таиланде, Непале, Лаосе, Бирме, Шри Ланке, Малайзии, Камбодже. Есть ретритный центр по системе Гоенки и на Бали.
Во всех перечисленных странах приятный климат, что позволяет мягко практиковать как на открытых площадках, так и закрытых. Комплексы спроектированы и построены специально под ретриты, а знания перенимаются от компетентных учителей.
Однако, существенная сложность возникает для тех, кто не владеет английским языком. Учение англоязычное и языке данной страны, в котором проходит курс. Лишь иногда бывают переводы на другие языки.
Как ранее отмечалось стилей Випассаны достаточно много, а ретритов в буддийских странах огромное количество. Можно воспользоваться данным справочником для выбора медитативного центра в странах Азии. Достоверность информации, интересующего центра, проверяйте на официальном сайте, т.к. сведения могут быть устаревшими. На каждом сайте есть почта или телефон для регистрации.
Распорядок дня
Каждый медитативный центр выдвигает свой, но концепция одна. Подъем около 4-5-ти утра и отбой к 9-ти вечера. На протяжении дня от 6-8-ми часов медитации, лекции о Дхарме, время для работ на территории, время для приема пищи и отдыха, иногда совместное чтение мантр. Храмы запрещают телесные практики, но в некоторых центрах выделяется час для йоги или цигун.
Жилье
Мужчины и женщины живут в разных корпусах.
В некоторых медитативных центрах выделяются отдельные кельи, в некоторых — спальное место в общем корпусе.
В обоих случаях, место для сна аскетичное, как и все остальное: бетонный пол + циновка и плед, деревянная кровать + циновка и плед.
Будьте готовы к деревянной подушке, общему туалету и душевой с холодной водой.
Питание
Еда скромная, но вкусная. В основном вегетарианская, сбалансированная. Хотя мой опыт показывает, что так не везде. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Ретрит и медитация випассана в Дой Сутхеп в Чианг Май, Таиланд»
Первый прием пищи около 7-ми утра, последний около 12-ти дня. В 17 часов предлагаются горячие напитки — чай или какао. Кофе на ретритах нет.
Что взять с собой
1. Туалетные принадлежности;
2. Полотенце;
3. Одежда, закрывающая руки и колени, белье. Порой требуют лишь белого цвета одежду. Узнавайте в конкретно выбранном центре;
4. Одежда для сна, несколько комплектов нижнего белья, носки;
5. Шлепки. В медитативных холлах, столовых и корпусах вы будете ходить босиком или носках, поэтому эта обувь наиболее удобная. Я предпочитаю везде ходить босиком и чаще мыть ступни. Так более глубоко сливаешься с природой, с собой, повышается осознанность;
6. Теплый свитер. На предрассветной и вечерней медитации бывает прохладно. Зависит от сезона и гористости;
7. Коврик для йоги, если допустима практика;
8. Фонарик. В вечернее и предрассветное время монастыри освещают не всю территорию комплекса.
9. Разогревающий и охлаждающий бальзам для суставов;
10. Средство от комаров;
11. Зонтик или дождевик в сезон дождей;
12. Емкость для питьевой воды;
По опыту прохождения на Севере Таиланда ретрита, хочу упомянуть о будильнике. В монастыре Дой Сутхеп контроль над временем возлагается на студента. На ретритах Юга Таиланда (Дипабхаван, Суан Мок) сессии и режим дня фиксируются громким гонгом, который невозможно пропустить. А любой предмет, отвлекающий внимание (часы в том числе), сдается в камеру хранения.
Что не брать с собой
1. Любые предметы, отвлекающие от практики: телефон, фотоаппарат, книги, блокноты и ручки. Из-за скуки ум любыми уловками захочет пользоваться перечисленными объектами.
2. Алкогольные напитки, наркотики и сигареты строго запрещены на территории любого центра.
3. Купальники и плавательные шорты.
4. Туалетную воду и декоративную косметику.
Стоит ли ехать с близкими
Решать только вам. Можете задать себе вопрос: “Пойдет ли человек без меня?” Если ответ отрицательный, то желательно отправиться на ретрит самостоятельно. Если положительный, то можно.
Сколько стоит ретрит
Определенной суммы нет. После окончания вносится добровольное пожертвование.
Человек проходит ретрит за счет оплаты предыдущих людей. Почувствовав пользу от практики и желая поделиться этими благами с другими, практик делает пожертвование в соответствии со своими средствами и волей, тем самым, дает возможность прохождения ретрита и извлечения пользы другим. Так, в человеке взращивается осознанность, благодарность, ответственность и щедрость.
Так же стоит подумать сколько материальных и ментальных усилий вкладывается другими людьми: продукты и питье, бензин, жилье, электричество, время учителей и людей, которые готовят еду.
О прохождении моего 4-го семидневного ретрита в Таиланде можно прочитать, перейдя по ссылке «Четвертый семидневный ретрит в молчании в Дипабхаван, Таиланд»
Алия, Таиланд, июль 2016